 |
|
Особенности развития садово-паркового искусства в России (I)
|
1. Культура древних славян.
Принято считать, что история отечественного садово-паркового искусства начинается
в эпоху правления Петра I (начало XVIII века). Несомненно, что именно
с этого времени сады и парки, на устройство которых выделяются
колоссальные средства, начинают рассматриваться как предмет искусства,
призванный не только подчеркнуть могущество, достаток и власть, но и
выступающий средством воспитания. Однако об этом мы поговорим несколько позднее.
Начать хотелось бы с древних дохристианских верований славян и
связанных с ними легенд, нами практически забытых, но влияющих на нас
часто подсознательно и неуловимо. Как невозможно представить возникновение,
например, восточных садов без символики древних религий, так невозможно понять
особенности ландшафтного искусства в России и обозначить перспективы его
развития, не зная своего прошлого.
Все мы хотя бы смутно помним детские сказки про страшную Бабу-Ягу,
с костяной ногой и длинным носом, про хитрого лешего, заводящего путника
в непролазную чащобу, про вредную и ехидную кикимору, про грозного Змея
Горыныча и жадного Кощея. Вот и все, что осталось нам от культуры наших
предков – древних славян. С внедрением христианства древняя языческая
религия начинает яростно уничтожаться, всем языческим богам и духам, в том
числе и оберегавшим людей – берегиням (к ним, кстати, относятся и
Баба-Яга, и русалки, и леший, и домовые), придавались злые демонические черты,
уродливость внешнего вида и характера, злые намерения. Однако вплоть до начала
XX века языческие праздники, песни и игры присутствовали в жизни простого
народа. Некоторые из них, такие как Масленица, дожили и до наших дней, потеряв,
впрочем, большую часть своего колорита. Если бы мы на протяжении
столетий так самозабвенно не уничтожали свою культуру, то, возможно,
в поисках самовыражения нам не пришлось бы копировать образцы
искусства Европы и Востока. Ведь символика, выработанная нашими предками,
многогранна и выразительна.
Вот расшифровка лишь некоторых символов древних славян:
- Ярило – бог солнца, светлого начала и плодородия. Символ – колесо.
- Триглава – богиня Земли, указывает на три уровня мироздания: небо,
землю и преисподнюю, обозначает три функции творца мира: творения, хранения
жизни и разрушения. Изображается с тремя ликами.
- Змей – тучи небесные, грозовые, мощный разгул стихии. Змеи многоглавые,
одну голову отсечешь – другая вырастает и пускает языки огненные (молнии).
Змей Горыныч – сын горы небесной (тучи). Он похищает красавиц (луну,
звезды и даже солнце). Змей может превращаться в юношу и девушку. Это
связано с омолаживанием природы после дождя, после каждой зимы.
- Кощей – окостенение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей
природы.
- Русалки – подательницы дождя; помогают странствующим, плывущим, терпящим
бедствие добраться до берега.
- Баба-Яга – прародительница, хранительница рода и традиций.
- Семаргл – священная крылатая собака, охраняющая семена и посевы.
- Масленица – проводы зимы. Сожжение Масленицы и катание горящих колес
с горы в реку символизирует символическое сожжение зимы, встречу весны
в день весеннего равноденствия, когда день начинает побеждать ночь, тепло
побеждает холод. Одним из обязательных персонажей Масленицы является медведь
(или человек, переодетый в медвежью шкуру), символизирующий веру древних
славян в то, что их род ведется от бога, который показывается лишь
в образе зверя (медведя), а потом снова уходит в небесные чертоги
(созвездия большой и малой медведицы).
Заселяя окружающий мир большим количеством духов, помогающих и вредящих
человеку, древние славяне, подобно другим языческим народам, обожествляли и
поклонялись огню, камням, рекам, озерам, священным рощам и отдельным деревьям.
Охрана неприкосновенности и чистоты святых мест опиралась на совесть и
страх каждого. Считалось, что человек, срубивший дерево в священной роще
либо сходит с ума, либо умирает в одночасье. Тем же страхом
болезни и смерти оберегались избранные деревья, выделяющиеся своими размерами
или уродливостью и признанные священными. Так до недавнего времени считались
целебными деревья с большим дуплом в стволе. Через это дупло
протаскивали болеющих детей, а иногда пролезали и сами взрослые. До сих пор
на Руси встречаются деревья, увешанные лоскутками материи и лентами. Трудно
пройти мимо и не исполнить этот нехитрый обряд жертвоприношения духу,
обитающему в дереве, а взамен попросить о помощи. А вдруг поможет?
Интерес к истории и культуре древних славян возникает лишь в начале
XIX века и связан с именем дворянина Андрея Кайсарова, который в 1804
году написал и издал небольшую книгу «Славянская и российская
мифология». Анализируя древние русские песни, сказки и обычаи, а также
дошедшие до него описания предметов древнего культа и быта, автор создал первый
словарь славянских мифов, где в алфавитном порядке перечисляются
древнеславянские божества и духи, описываются ритуалы поклонения им. Книга
эта стала очень известна и популярна в России, а в конце XIX века
начинают возникать дворянские усадьбы (Абрамцево и Мураново в Подмосковье,
Талашкино под Смоленском, Качановка на Украине и т. д.),
устроители которых стремятся возродить «русский стиль», забытое
народное искусство. Здесь возводятся целые комплексы оригинальных построек
в духе древнерусского зодчества, сад украшается резными изображениями
сказочных богатырей, фантастических птиц, расписными оградами, воротами,
мостиками, скамьями и т. п. Эти усадьбы становятся центрами культурной
жизни России, где под покровительством гостеприимного хозяина-мецената
собирались музыканты, живописцы, архитекторы, театральные деятели, писатели
(Поленов, Репин, Врубель, Рерих, Коровин, Головин, Стравинский и др.),
объединенные общими вкусами и интересами.
(Продолжение – в следующей части)
|  |