Начало: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтное строительство, озеленение и
благоустройство территорий)Наши работы: ландшафтный дизайн и
проектирование, озеленение,
благоустройствоУслуги и цены: ландшафтное
проектирование и дизайн, ландшафтные
работы, озеленение и благоустройствоСтатьи: ландшафтный дизайн и ландшафтная
архитектураКонтакты: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтный дизайн и проектирование,
все виды ландшафтных работ)Ссылки: ландшафтные и строительные
Ландшафт-Дизайн - Ландшафтное строительство, озеленение и благоустройство. Разработка стиля участка, ландшафтный дизайн и проектирование. Все виды ландшафтных работ.
Статьи  II Московский фестиваль цветников  Подготовка к фестивалю цветников...
Статья на тему: ландшафтный дизайн,
садово-парковое искусство, озеленение,
благоустройство  

Подготовка к II Московскому фестивалю цветников и ландшафтной архитектуры, июнь 2004 года


Второй Московский Городской фестиваль
цветников и ландшафтной архитектуры

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы с 10 июля по 18 сентября 2004 года на территории историко-культурного комплекса «Кузьминки-Люблино» будет проведен второй Московский Городской фестиваль цветников и ландшафтной архитектуры.

Предлагаемый материал рассказывает о подготовке к фестивалю, об истории старинной усадьбы «Влахернское-Кузьминки» и её нынешнем состоянии.

Другие материалы о фестивале цветников смотрите в разделе «II Московский Городской фестиваль цветников и ландшафтной архитектуры, 2004 год».

История фестивалей цветников

Краткая история фестивалей цветников в Москве:
  • До 2003 года, в течение нескольких лет, в различных районах Москвы проводились районные фестивали цветников. На территории усадьбы «Кузьминки» фестивали цветников проводились трижды – в 2001–2003 годах.
  • В 2003 году впервые был проведен общегородской фестиваль цветников. Первый Московский Городской фестиваль цветников проходил в парке Северного речного вокзала, который является памятником садово-паркового искусства советского периода. Фестиваль цветников стал не только красочным событием, привлекшим внимание большого числа людей, но и вдохнул новую жизнь в упомянутый парк, состояние которого до того было чрезвычайно плачевно.
  • В 2004 году решено провести второй Московский Городской фестиваль цветников и ландшафтной архитектуры (так теперь официально именуется фестиваль) на территории историко-культурного комплекса «Кузьминки-Люблино». Место проведения фестиваля выбрано не случайно: в этом году усадьбе «Влахернское-Кузьминки» исполняется 300 лет. Торжественное празднование состоится 17 июля 2004 года.
Что мы знаем о Кузьминках?

Что мы знаем о Кузьминках? Пожалуй, даже большинство москвичей знает об этом памятнике архитектуры и садово-паркового искусства не так уж много...

Да, старинная усадьба князей Голицыных, которой в этом году исполняется 300 лет. Да, самая большая из находящихся ныне в черте Москвы...

Отправляясь за границу для осмотра известных дворцов и парков, не многие наши соотечественники имеют представление о том, что на территории Москвы расположена усадьба, которая в лучшие годы своей истории в великолепии не уступала заграничным шедеврам паркостроения, а в чем-то остается уникальной и по сей день. Многое, очень многое из былого богатства утеряно. Но, кажется, пришло время «собирать камни». Во всяком случае, восстановление некоторых памятников на территории усадьбы и проводимый в этом году фестиваль цветников и ландшафтной архитектуры дают такую надежду.

История усадьбы во многом удивительна и требует особого разговора. В рамках, которыми ограничена эта статья, невозможно привести даже сухое перечисление основных фактов из истории Кузьминок, не говоря уже о том, чтобы дать сколько-нибудь подробное описание достопримечательностей, которыми славилась усадьба в былые годы.

История усадьбы, по разным данным, берет начало в 1702 или в 1704 году, когда Петр Первый пожаловал эти земли своему сподвижнику, купцу и промышленнику Григорию Дмитриевичу Строганову (1656–1714). Однако только после смерти Григория Дмитриевича в Кузьминках началось строительство, которым руководил один из его сыновей – Александр Григорьевич Строганов (1698–1754). После смерти Александра Григорьевича имение перешло к его дочери от первого брака – Анне Александровне Строгановой (1739–1816), которая в 1757 году вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына (1731–1804) и передала ему все права на управление усадьбой. М. М. Голицын проводит большую реконструкцию усадьбы и ее благоустройство. Через некоторое время после смерти Михаила Михайловича единоличным владельцем усадьбы становится его сын – Сергей Михайлович Голицын (1774–1859), при котором усадьба не только была восстановлена после войны 1812 года, но и достигла, как считают, наивысшего расцвета. После смерти Сергея Михайловича имение унаследовал его племянник – Михаил Александрович Голицын (1804–1860), который в Кузьминках не бывал. Следующим хозяином усадьбы стал его сын – Сергей Михайлович Голицын (1843–1915). С 1873 года С. М. Голицын перестал заниматься усадьбой и превратил ее в дачный поселок, что стало началом упадка Кузьминок. Его сын – Сергей Сергеевич Голицын в 1916 году передал имение в аренду Московской городской управе на 99 лет.

Строительством и благоустройством усадьбы в разное время занимались многие замечательные мастера.

Архитекторы: Иван Петрович Жеребцов (1724–1783), Василий Иванович Баженов (1737/38–1799), Родион Родионович Казаков (1758–1803), Иван Васильевич Еготов (1756–1814), Андрей Никифорович Воронихин (1759–1814), Дементий (Доменико) Иванович Жилярди (1785–1845), Михаил Доримедонтович Быковский (1801–1885), Александр Осипович Жилярди (1806/08–1871).

Скульпторы: Сантин Петрович (Сантино Пьетро) Кампиони (1774–1847), Иван Петрович Витали (1794–1855), Петр Карлович Клодт (1805–1867).

Влахернское-Кузьминки-Мельница

Влахернское – одно из трех исторических названий усадьбы, связанное с построенной здесь в 1716 году церковью Влахернской иконы Божией Матери. Влахерны – район Константинополя времен Византии. Влахернская икона Божией Матери – точный список со старинной иконы, привезенной царю Алексею Михайловичу в 1653 году в дар от константинопольского патриарха и установленой в Успенском соборе Кремля.

(+) Храм Влахернской иконы Божией
Матери.
Храм Влахернской иконы Божией Матери.
Храм Влахернской иконы Божией Матери.
(+) Храм Влахернской иконы Божией
Матери.

Храм Влахернской иконы Божией Матери.

Церковь сначала была деревянной и дважды горела. В 1759–1774 годах на средства князя М. М. Голицына был построен каменный храм по проекту архитекторов С. В. Чевакинского и И. П. Жеребцова. В 1784–1785 годах архитекторами Р. Р. Казаковым и В. И. Баженовым храм был перестроен в стиле классицизма. Во время войны 1812 года храм разграбили французы. В 1829 году в церкви по проекту архитекторов М. Д. Быковского и Д. И. Жилярди был устроен предел Сергия Радонежского. В 1841 на колокольне установлены необычные часы с единственной стрелкой. В 1899–1900 годах церковь была отреставрирована.

(+) Храм Влахернской иконы Божией
Матери.
Храм Влахернской иконы Божией Матери.
Ризница. Архитектор Д. И. Жилярди, 1828
г.
(+) Ризница. Архитектор Д. И. Жилярди,
1828 г.

Храм Влахернской иконы Божией Матери.

Ризница. Архитектор Д. И. Жилярди, 1828 г.

После революции 1917 года церковь была закрыта для прихожан и перестроена; в разное время в ней размещались: профсоюзный дом отдыха, общежитие, конторы ВИЭВ. В 1994–1995 годах была проведена реставрация храма по проекту архитектора Е. А. Воронцовой, и он был возвращен верующим.

Парадный двор

(+) Парадный двор окружен кирпичной
стеной и рвом...
Парадный двор окружен кирпичной стеной и
рвом. На стене – чугунная ограда и
чугунные львы на каменных постаментах
(скульптор С. П. Кампиони), смотрящие во
двор.
Вид с мостика.
(+) Вид с мостика.

Парадный двор окружен кирпичной стеной и рвом. На стене – чугунная ограда и чугунные львы на каменных постаментах (скульптор С. П. Кампиони), смотрящие во двор.

Вид с мостика.


(+) Грифоны – сказочные львы с головой
орла и...
Грифоны – сказочные львы с головой орла
и крыльями.
Парадный двор. Вид с мостика.
(+) Парадный двор. Вид с мостика.

Грифоны – сказочные львы с головой орла и крыльями.

Парадный двор. Вид с мостика.


(+) Арочный мостик, перекинутый через
ров, ведет...
Арочный мостик, перекинутый через ров,
ведет к Парадному двору. Чугунные ворота
и фонари с грифонами принадлежат к числу
немногих украшений, отлитых из чугуна,
которые сохранились до наших дней.
Большая часть чугунного литья, которым
когда-то славилась усадьба, была
отправлена на переплавку в советские
годы.
Под стеной будут разбиты цветники.
(+) Под стеной будут разбиты цветники.

Арочный мостик, перекинутый через ров, ведет к Парадному двору. Чугунные ворота и фонари с грифонами принадлежат к числу немногих украшений, отлитых из чугуна, которые сохранились до наших дней. Большая часть чугунного литья, которым когда-то славилась усадьба, была отправлена на переплавку в советские годы.

Под стеной будут разбиты цветники.

Влахернский проспект

(+) Въездной обелиск. Стоит у главного
входа...
Въездной обелиск. Стоит у главного входа
на территорию усадьбы. Когда-то вход был
украшен большими чугунными воротами.
Сейчас о воротах напоминает лишь
название улицы (видна на снимке),
проходящей вдоль границы парка –
«Чугунные ворота».
Кузьминская улица. Ведет от главного
входа вглубь территории усадьбы. Идут
работы по благоустройству прилегающей
к дороге территории.
(+) Кузьминская улица. Ведет от главного
входа...

Въездной обелиск. Стоит у главного входа на территорию усадьбы. Когда-то вход был украшен большими чугунными воротами. Сейчас о воротах напоминает лишь название улицы (видна на снимке), проходящей вдоль границы парка – «Чугунные ворота».

Кузьминская улица. Ведет от главного входа вглубь территории усадьбы. Идут работы по благоустройству прилегающей к дороге территории.

Кузьминская улица когда-то называлась Влахернским проспектом. Вдоль всего проспекта, по обе его стороны, шли чугунные тумбы с висячими цепями, а кроны лип, стоящих вдоль дороги, подстригались и имели правильную форму.

(+) Пешеходная дорожка, идущая вдоль
Кузьминской...
Пешеходная дорожка, идущая вдоль
Кузьминской улицы. Вдали виднеется
Въездной обелиск. Идут работы
по благоустройству территории.
Вход в парк «Двенадцати лучей». Таких
входов, как нетрудно догадаться –
двенадцать.
(+) Вход в парк «Двенадцати лучей».
Таких входов...

Пешеходная дорожка, идущая вдоль Кузьминской улицы. Вдали виднеется Въездной обелиск. Идут работы по благоустройству территории.

Вход в парк «Двенадцати лучей». Таких входов, как нетрудно догадаться – двенадцать.

Парк «Двенадцати лучей»

(+) Идем к центру парка по одному из
двенадцати...
Идем к центру парка по одному из
двенадцати лучей... Все дороги в этом
парке ведут к одной точке. Есть тут
что-то интригующее...
В центре парка «Двенадцати лучей». Если
вы ожидали увидеть здесь, где сходятся
все двенадцать лучей, что-нибудь
особенное, то, возможно, будете
разочарованы...
(+) В центре парка «Двенадцати лучей».
Если вы...

Идем к центру парка по одному из двенадцати лучей... Все дороги в этом парке ведут к одной точке. Есть тут что-то интригующее...

В центре парка «Двенадцати лучей». Если вы ожидали увидеть здесь, где сходятся все двенадцать лучей, что-нибудь особенное, то, возможно, будете разочарованы...

«Русский Версаль» – таким сравнением усадьбу «Кузьминки» награждали именно благодаря этому парку, представлявшему собой когда-то образцовый пример регулярного стиля.

Кузьминские пруды

(+) Верхний кузьминский пруд. Вдали
виднеется...
Верхний кузьминский пруд. Вдали
виднеется плотина и Мельничный флигель
(Домик на плотине).
Завершаются работы по восстановлению
Домика на плотине, сгоревшего в 1990-х
годах.
(+) Завершаются работы по восстановлению
Домика...

Верхний кузьминский пруд. Вдали виднеется плотина и Мельничный флигель (Домик на плотине).

Завершаются работы по восстановлению Домика на плотине, сгоревшего в 1990-х годах.

Плотина с водяной мельницей появилась на реке Голедянке (Чурилихе) в XVII веке. Отсюда пошло одно из названий усадьбы – «Мельница». Название «Кузьминки», по одной из версий, произошло от имени владельца мельницы – Кузьмы. Существует и другая версия: Кузьминками в народе называли праздник православных святых Косьмы и Дамиана; возможно, здесь был когда-то храм этих святых.

Домик на плотине или Мельничный (Гостевой) флигель был построен на месте бывшей мельницы в 1843–1844 годах архитектором М. Д. Быковским.

(+) Домик на плотине или Мельничный
(Гостевой)...
Домик на плотине или Мельничный
(Гостевой) флигель. Идут
восстановительные работы.
Мост на плотине не так давно был
отреставрирован.
(+) Мост на плотине не так давно был...

Домик на плотине или Мельничный (Гостевой) флигель. Идут восстановительные работы.

Мост на плотине не так давно был отреставрирован.


(+) Вид с моста на плотине.
Вид с моста на плотине.
Развалины одной из двух пристаней (т.н.
«Круглые пристани»), находившихся
на противоположных берегах Верхнего
кузьминского пруда.
(+) Развалины одной из двух пристаней
(т.н...

Вид с моста на плотине.

Развалины одной из двух пристаней (т.н. «Круглые пристани»), находившихся на противоположных берегах Верхнего кузьминского пруда.


(+) Нижний кузьминский пруд.
Нижний кузьминский пруд.
Утки замечательно себя чувствуют
в здешних местах. Они не только плавают
и расхаживают вдоль берега, но и
углубляются в парк, где прогуливаются
парами среди деревьев...
(+) Утки замечательно себя чувствуют
в здешних...

Нижний кузьминский пруд.

Утки замечательно себя чувствуют в здешних местах. Они не только плавают и расхаживают вдоль берега, но и углубляются в парк, где прогуливаются парами среди деревьев...

Конный двор

(+) Конный двор. Архитектор
Д. И. Жилярди...
Конный двор. Архитектор Д. И. Жилярди,
1820–1823 годы. Идет реставрация.
Музыкальный павильон.
(+) Музыкальный павильон.

Конный двор. Архитектор Д. И. Жилярди, 1820–1823 годы. Идет реставрация.

Музыкальный павильон.


(+) Кони с вожатыми скульптора
П. К. Клодта были...
Кони с вожатыми скульптора П. К. Клодта
были отлиты из чугуна на уральских
заводах, принадлежавших Голицыным.
Кони с вожатыми скульптора П. К. Клодта
были отлиты из чугуна на уральских
заводах, принадлежавших Голицыным.
(+) Кони с вожатыми скульптора
П. К. Клодта были...

Кони с вожатыми скульптора П. К. Клодта были отлиты из чугуна на уральских заводах, принадлежавших Голицыным.

Гроты

(+) Одноарочный грот. Архитектор
Д. И. Жилярди...
Одноарочный грот. Архитектор
Д. И. Жилярди, начало XIX в.
Трехарочный грот (фрагмент). Архитектор
Д. И. Жилярди, начало XIX в.
(+) Трехарочный грот (фрагмент).
Архитектор...

Одноарочный грот. Архитектор Д. И. Жилярди, начало XIX в.

Трехарочный грот (фрагмент). Архитектор Д. И. Жилярди, начало XIX в.

Гроты созданы архитектором Д. И. Жилярди в первой трети XIX века. В это время в усадьбе создавался парк в английском пейзажном стиле. Два грота из белого камня, называемых по числу входов – «одноарочным» и «трехарочным», были устроены в насыпном холме между западной частью Господского двора и берегом Верхнего кузьминского пруда.

Руины

(+) Каменное основание Ванного домика
(он же...
Каменное основание Ванного домика (он же
Банный домик или Мыльня), сгоревшего в
1990-х годах.
Еще руины. Что это было? Вопрос
к знатокам истории усадьбы.
(+) Еще руины. Что это было? Вопрос
к знатокам...

Каменное основание Ванного домика (он же Банный домик или Мыльня), сгоревшего в 1990-х годах.

Еще руины. Что это было? Вопрос к знатокам истории усадьбы.

Тополевая аллея

Тополевая аллея проходит перпендикулярно Кузьминской улице (Влахернскому проспекту) из центральной части усадьбы на восток. Вдоль аллеи располагаются дома так называемой «Слободки», по другую сторону – объединенные в одно здание два дома – Приказчиков и Людской, далее – Больница, в самом конце аллеи находится Скотный двор (Молочная ферма).

(+) Два флигеля, Приказчиков и
Людской...
Два флигеля, Приказчиков и Людской,
объединенные в 1930-х годах в один
корпус (на фото видна только часть
здания). С советских времен и по сей
день это здание занимает Институт
ветеринарии (ВИЭВ).

Два флигеля, Приказчиков и Людской, объединенные в 1930-х годах в один корпус (на фото видна только часть здания). С советских времен и по сей день это здание занимает Институт ветеринарии (ВИЭВ).

Слободка – комплекс зданий, расположенных на Тополевой аллее, в основном, хозяйственного назначения: Дом причта, Служительский корпус, Прачечная. Каменные здания были построены архитектором А. О. Жилярди в 1830-х годах вместо прежних, деревянных. А появилась Слободка в 1770–1780-х годах.

(+) Дом причта (дом служителей,
состоящих при...
Дом причта (дом служителей, состоящих
при церкви). Архитектор А. О. Жилярди,
1830-е годы.
Кирпичная ограда с арочным рисунком и
(вдали) Служительский корпус, в котором
сейчас находится Музей русской усадебной
культуры «Кузьминки».
(+) Кирпичная ограда с арочным рисунком
и (вдали)...

Дом причта (дом служителей, состоящих при церкви). Архитектор А. О. Жилярди, 1830-е годы.

Кирпичная ограда с арочным рисунком и (вдали) Служительский корпус, в котором сейчас находится Музей русской усадебной культуры «Кузьминки».

 

Материал подготовил Дмитрий Лузянин

Начало: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтное строительство, озеленение и
благоустройство территорий)Наши работы: ландшафтный дизайн и
проектирование, озеленение,
благоустройствоУслуги и цены: ландшафтное
проектирование и дизайн, ландшафтные
работы, озеленение и благоустройствоСтатьи: ландшафтный дизайн и ландшафтная
архитектураКонтакты: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтный дизайн и проектирование,
все виды ландшафтных работ)Ссылки: ландшафтные и строительные