Начало: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтное строительство, озеленение и
благоустройство территорий)Наши работы: ландшафтный дизайн и
проектирование, озеленение,
благоустройствоУслуги и цены: ландшафтное
проектирование и дизайн, ландшафтные
работы, озеленение и благоустройствоСтатьи: ландшафтный дизайн и ландшафтная
архитектураКонтакты: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтный дизайн и проектирование,
все виды ландшафтных работ)Ссылки: ландшафтные и строительные
Ландшафт-Дизайн - Ландшафтное строительство, озеленение и благоустройство. Разработка стиля участка, ландшафтный дизайн и проектирование. Все виды ландшафтных работ.
Статьи  Архитектура парков СССР
Статья на тему: ландшафтный дизайн,
садово-парковое искусство, озеленение,
благоустройство  

Архитектура парков СССР (1940 год)


предыдущая стр.    1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...    следующая стр.

ОПЫТ СОВЕТСКОГО ПАРКОСТРОЕНИЯ

ПАРКИ культуры и отдыха в СССР родились и выросли вместе со всей советской страной, с ее культурным и хозяйственным ростом, вместе с созданием и воспитанием нового человека — гражданина первого в мире социалистического государства.

Право на отдых, утвержденное великой Сталинской Конституцией, широко и многообразно осуществляется в нашей стране, и парки культуры и отдыха, наряду с другими видами обслуживания, призваны проводить в жизнь это нерушимое право каждого трудящегося.

Советский парк культуры и отдыха открывает новую страницу в истории паркостроения.

«Парк культуры и отдыха является учреждением нового типа, сочетающим широкую политико-воспитательную работу с оздоровлением миллионов трудящихся» (из постановления МК ВКП(б) от 3/IX 1931 г.).

Массовые гулянья и митинги, выставки искусства и техники, разнообразные виды зрелищ, художественной самодеятельности, массовая физкультура, оборонная пропаганда — все эти мероприятия, проводимые в естественной обстановке природы, обогащают отдых посетителей советского парка.

Парки культуры и отдыха за очень незначительный промежуток времени, прошедший с момента создания первого парка такого типа в Москве, стали неотъемлемой частью советских городов, вошли в быт населения и получили широкое распространение по всей стране, по всему Советскому Союзу.

Через советский парк ежегодно проходят десятки и сотни тысяч трудящихся различного пола и возраста, с различными вкусами и потребностями, и парк культуры и отдыха обслуживает их как «массовых посетителей» и одновременно отвечает индивидуальным запросам каждого.

Строительство парков культуры и отдыха пользуется непосредственным вниманием партии и правительства и лично товарища Сталина, указавшего при обсуждении генерального плана реконструкции Москвы на необходимость создания в наших городах больших парковых массивов, а не маленьких сквериков.

В настоящий момент по всей необъятной территории нашего Союза Советских Республик, от далекого севера и суровой Камчатки до солнечного юга и песчаных пустынь Балхаша и Кара-Кумов, в столичных городах и поселках строятся и развиваются парки культуры и отдыха. Общее число их к 1937 г. выросло до 200 и продолжает возрастать.

Прошедший десятилетний период строительства парков весьма недостаточен для полного разрешения всех задач, поставленных перед советскими паркостроителями; парки строятся на больших территориях, полноценное освоение которых требует нескольких десятков лет.

Задачи большой парковой архитектуры, заложенные в новом содержании социалистического парка и частично разрешенные в проектных предположениях, не решены еще на практике строительства.

За немногими исключениями строительство парков подошло только к самым простейшим формам освоения парковых территорий. Созданы лишь небольшие фрагменты парковой архитектуры, нет еще художественно целостных парковых ансамблей.

С целью подведения итогов и оценки проделанной работы в настоящем издании собраны иллюстративные материалы, относящиеся к наиболее характерным паркам страны, как построенным после Октябрьской революции, так и дореволюционным, как в новых городах СССР, так и в реконструируемых.

Излагаемый ниже материал не является исчерпывающим для всего объема советского паркостроения, но он включает наиболее интересные и характерные решения, по мере возможности охватывая все районы нашей страны. И, несмотря на целый ряд недостатков в строительстве парков культуры и отдыха, наше скромное «сегодня» показывает широкий размах этой новой области паркостроения, показывает наши достижения и еще большие потенциальные возможности завтрашнего дня и вселяет уверенность в том, что советские паркостроители в недалеком будущем создадут произведения высокого совершенства — художественные парковые ансамбли.

* * *

Парковое строительство не является совершенно новой областью в нашей стране. Начиная с XVIII в., в дореволюционной России было построено не мало парков, но все они обслуживали узкий круг лиц, отражая идеологию господствующего класса — дворянства, а позже и буржуазии.

Перенесенная с Запада на русскую почву развившаяся «садомания» вызвала в XVIII и XIX вв. строительство роскошных парков при царских резиденциях и частновладельческих поместьях. Доступ в большинство этих парков был весьма ограничен; так, например вход в дворцовый Головинский сад в Москве строго ограничивался указом 1742 г. «смотреть накрепко, чтобы никого кроме знатных персон в сад не пущать».

Не только дворцовые постройки высокопоставленных лиц, но даже и любая дворянская усадьба окружались парком с прудами, каскадами, беседками, различными диковинками и затеями, великолепие и размах которых отвечали материальным возможностям их владельцев.

Эти сады и парки предназначались исключительно для личного пользования владельцев: то для проведения празднеств и увеселений, то для показа своих неисчерпаемых богатств или просто как место уединения от всех «земных печалей».

Западная культура паркостроения, переработанная мастерством русских художников-паркостроителей, а подчас дополненная самобытным изобретательством самоучек, создала ценнейшие образцы дворцовых и усадебных парков, сохранившиеся до настоящего времени.

В конце XIX в., знаменующегося значительным ростом городских населенных мест, возникает особый тип парка общественного пользования, так называемый «городской сад» или «бульвар» — небольшой клочок озелененного пространства с традиционной музыкальной эстрадой для «полковой музыки» и другими примитивными развлечениями, с обязательной «роскошной» цветочной клумбой и центральной аллеей для «дефилирования публики». Здесь уже не участвует художник-паркостроитель, а чаще садовник-любитель.

Как редкое исключение, отдельные столичные города выделяют более значительные территории для организации отдыха городского населения (как, например, Сокольническая роща или Петровский парк и др. в Москве).

Для трудящегося населения изредка разрешались и устраивались массовые «народные гулянья» на мало приспособленных для этих целей участках — кладбищах, пустырях или просто на улицах и площадях.

Эти «гулянья», приуроченные обычно к каким-либо церковным празднествам или ярмаркам, носили не вполне регулярный характер и не имели специально отведенных территорий. Среди пыльных улиц и площадей срочно возводились легкие балаганы, шатры, карусели, качели. Устраивались всевозможные зрелища и развлечения, богатые самобытным народным творчеством, с затейниками, петрушкой, кукольным театром и др.

Таким образом, для паркостроения старой России характерно классовое подразделение мест отдыха.

Огороженные чугунными оградами и охраняемые каменными львами, дворцовые парки высокой архитектурной культуры, но ограниченного пользования, безвкусно разделанные клочки зелени «общественного городского сада» с музыкой и, наконец, стихийно возникающие на городских площадях пестрые балаганы и шатры народных гуляний — этим полностью исчерпывались городские территории, предназначенные для отдыха и развлечений различных классов общества.

Советский парк обслуживает новый контингент посетителей с новой идеологией, иными вкусами и стремлениями. Поэтому историческое прошлое паркостроения можно и нужно рассматривать только как художественное наследие минувших эпох, критически осваивая и перерабатывая которое легче выработать стиль архитектуры советского парка.

В СССР нет парков личного пользования, как противоречащих основным законам страны.

Парки СССР являются собственностью советского народа, советского государства, общественной собственностью.

Америка и Германия тоже создают у себя «народные парки», но эти парки по своему характеру совершенно отличны от советских парков культуры и отдыха.

Если советский парк строится и работает в целях повышения культурности трудящихся, стремится сделать их полноценными участниками общественной жизни своей страны, то «народные» парки Западной Европы и Америки направлены на отвлечение своих посетителей от политических интересов путем переключения их сознания на ошеломляющие аттракционы, на «захватывающие» кинокартины и т. д.

Советское паркостроительство является новой областью советского строительства, но за небольшой период времени оно проделало достаточно сложный и интересный путь развития. Возникший в 1929 г. в Москве Центральный парк культуры и отдыха является первым по времени парком этого типа в Советском Союзе. На опыте работы этого парка установилось совершенно новое социалистическое содержание парковой работы и было положено начало новому этапу развития паркостроения в других городах Союза.

Первые годы советского паркостроения шли под лозунгом выявления нового содержания и методологии работы социалистического парка. В этот период было сделано не мало ошибок и перегибов в понимании нового содержания. Отдых посетителей парка чрезмерно «активизировался» различными мероприятиями; характер последних был достаточно стандартен и значительно отставал от быстрого темпа развития советской культуры.

Проектирование парков, охватившее в первую очередь крупнейшие города Союза, в поисках за новыми архитектурными решениями, соответствующими новому социалистическому содержанию, также не избежало ряда ошибок.

Проекты планировок парков в первые годы характеризуются чрезмерной «гигантоманией»; под парки отводятся территории в несколько тысяч гектаров; на них размещаются грандиозные поля массовых действий, трибуны на несколько сот тысяч человек. Для прохождения по парку массовых общегородских демонстраций проектируются широчайшие аллеи и площади; понятие архитектуры зелени отсутствует; культурное наследие при проектировании не учитывается.

В этот начальный период паркового строительства парки рассматривались не как произведения искусства, а лишь как «плацдарм» для массовой работы.

Опыт реального строительства парков культуры и отдыха за первые 3—4 года внес свои поправки в толкование новых форм отдыха и выдвинул повышенные требования к архитектуре парков.

Советское паркостроительство отразило все творческие этапы развития советской архитектуры. Громадное влияние на повышение качества оказало освоение паркового архитектурного наследства, значение которого было указано в историческом постановлении ЦК ВКП(б) от 23/IV 1932 г.

Временное мелкое деревянное строительство, характерное для первых лет и случайно из года в год размещаемое на парковых территориях, сменяется возведением более капитальных парковых сооружений, место и назначение которых строго определяются разработанным генеральным планом строительства парка.

В настоящее время строительство парков твердо встало на путь реализации генерального плана, отвергающего всякую случайность и организующего парковую территорию в единый архитектурный ансамбль. Столичные парки Москвы, Ленинграда, Баку, Тбилиси перешли на крупное капитальное строительство.

Скульптура вошла в парковую архитектуру как неотъемлемая часть общего ансамбля архитектуры; последние годы обогатили парковую скульптуру советской тематикой взамен излишнего увлечения античными и классическими образцами.

Архитектура парков обогатилась фонтанами, каскадами и другими видами водных устройств.

Особенно широко ставятся вопросы обводнения парковых территорий путем создания больших декоративных и спортивных водоемов (пруды, озера, бассейны). Последний опыт создания большого озера в 1939 г. в Комсомольском парке культуры и отдыха Ташкента является убедительным тому доказательством.

Значительно выросло качество общего благоустройства парков, зеленого строительства, цветочно-декоративного дела и инженерного благоустройства. Над проектированием и строительством современных советских парков культуры и отдыха работает целый ряд специалистов: архитекторы, дорожники, озеленители и инженеры различных специальностей.

Опыт строительства советских парков показал, что все самые различные специальные области строительства в условиях парка связаны эстетическими требованиями. В парке нет ничего второстепенного: все, начиная с мелкой детали, утилитарной вещи, должно быть разрешено, как художественное произведение.

предыдущая стр.    1     2     3     4     5     6     7     8     9     10     ...    следующая стр.
Начало: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтное строительство, озеленение и
благоустройство территорий)Наши работы: ландшафтный дизайн и
проектирование, озеленение,
благоустройствоУслуги и цены: ландшафтное
проектирование и дизайн, ландшафтные
работы, озеленение и благоустройствоСтатьи: ландшафтный дизайн и ландшафтная
архитектураКонтакты: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтный дизайн и проектирование,
все виды ландшафтных работ)Ссылки: ландшафтные и строительные