|
Проект – победитель конкурса
В проекте Б. Чуми новый парк La Villette предстает как пространство
усложненное, несмотря на кажущуюся простоту плана, пространство
не только разнообразное, но театрализованное, в какой-то степени даже иллюзорное, как своего рода «индустрия» развлечений.
Проект создает впечатление полной урбанизации природной сущности парка, полного
отхода от его привычного образа.
Основные композиционные оси плана продиктованы ситуацией – активными
водными поверхностями каналов и размещением двух станций метро –
в северной и южной частях участка. В проекте эти оси подчеркнуты двумя
взаимно-перпендикулярными переходами (пассажами). Четкая модульная сетка
с ячейкой 120x120 метров обозначает размещение парковых павильонов (folie),
каждый из которых должен компоноваться на стандартном основании из
монолитного бетона в виде куба размерами 10,8x10,8x10,8 метров. Легкая
мобильная конструкция любого павильона монтируется на этом основании,
к которому подведены все необходимые коммуникации. Она может свободно
разбираться и заменяться в зависимости от того мероприятия, которое
происходит в парке. Павильоны отличаются друг от друга не только
внешним обликом и внутренней планировкой, но и функционально: это клубные
помещения, студии, кафе, кинотеатры, детские игровые и необходимые в парке
торговые павильоны, даже астрономические обсерватории и минитеатры. Особую
ценность представляет при этом возможность быстро демонтировать любой или все
павильоны, продолжая творческий процесс и во время монтажа, комбинируя различные
элементы зданий в соответствии с новыми запросами.
Система павильонов существует независимо от системы открытых пространств,
ограниченных рядовыми посадками крупных деревьев, которым придана в плане
геометрическая форма: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник или сложные
кривые. Это служит одним из признаков использованного автором супрематизма, и
одновременно постмодернистских решений.
В проекте приняты три системы: система павильонов или «точек»
(points), система «поверхностей» (surfaces) и система
«линий» (lines), существующие автономно. В соответствии
с принципом супрематизма эти системы, совмещаясь, как бы
«накладываясь» друг на друга, дают новое решение.
В данном случае создается сложный, урбанизированный образ паркового
пространства, предполагающий возможность трансформации в будущем и
основанный на использовании современной техники. Парк получает слоистую
структуру, включающую три уровня, как это видно на чертеже.
Плотные «линии» посадок, ограничивающие открытые пространства
– площадки и лужайки, состоят из одной какой-нибудь породы деревьев: круг,
например, – из дубов, треугольник – из ясеня. Лужайки для игр могут
быть выполнены с использованием облегченного покрытия, либо в виде
газона. Свободный рисунок дорожек смягчает определенную жесткость и
постмодернисткий дух проекта. По ним проходят извилистые пешеходные
маршруты, названные авторами «кинематографическими», учитывая
постоянную смену впечатлений и раскрытие перспектив с определенных видовых
точек. Вдоль дорожек размещаются площадки для отдыха, тематические малые сады,
развлекательные аттракционы, различные познавательные экспозиции. Широко и
разнообразно использована в проекте вода: в дополнение
к спокойному зеркалу каналов задуманы эффектные водные устройства.
Пешеходные эстакады насыщены киосками и рекламой. Таким был проект,
в котором причудливо сплелись многие противоречивые течения, но
в одном ему следует отдать должное – это совершенно новая концепция
парка, вызвавшая горячие споры среди специалистов.
| |