 |
Истоки современного ландшафтного дизайна
Истоки классических садовых стилей уходят в глубь веков. С IX в.
до н. э. известен рукотворный сад – вавилонские висячие «сады
Семирамиды» (одно из «семи чудес света»). Несмотря на то,
что до нас дошло лишь их описание, впрочем, как и садов Древнего Египта, Древней
Греции и Древнего Рима, они оказали существенное влияние на развитие
садово-паркового искусства, образцами которого и поныне являются знаменитые
дворцовые парки. Основные принципы классических стилей в ландшафтной
архитектуре, безусловно, трансформировались не только во времени, но и
в традициях разных стран. Например, регулярные сады эпохи итальянского
Возрождения, французского классицизма и голландского барокко значительно
отличаются друг от друга, что обусловлено природными условиями и
особенностями национального характера.
Регулярный стиль предполагает обширные партерные пространства, главенство дома,
построение главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы,
строгую симметрию в планировке сада, прямые линии, зеркальность
относительно осевой композиции.
Нам более знаком французский регулярный сад, в котором царит роскошь. Ему
присущи прямые широкие аллеи, строгие боскеты, стриженые деревья и кустарники,
ковровые цветники, врезанные в партерные газоны, строгой геометрической
формы бассейны с фонтанами, каскадами, обилие скульптур.
Итальянский сад – более ранняя вариация регулярного сада. Его особенностью
является террасированный ландшафт, обилие белого камня, балюстрад, лестниц,
скульптур в античном стиле, оливковых рощ и кадочных культур.
В отличие от европейских садов, запечатлевших, прежде всего, идеи и
настроения правящей элиты, сады Востока отражали религиозное и философское
восприятие мира. Основу исламского сада составляет так называемый
«чор-багх» («четыре сада»), символизирующий райский сад,
из которого вытекают 4 священные реки и делят его на 4 части. План
исламского сада состоит из одного или нескольких квадратов. Строгая
геометричность планировки подчеркивается дорожками, формой растений и узкими,
мелкими канальцами с водой. Исламские традиции лежат и в основе
мавританского стиля. Его характерная черта – отсутствие привычного нам
газона, который успешно заменяет мощение.
Пейзажный стиль пришел в Европу из Китая, где всегда абсолютизировалась
красота природы. Здесь большое значение придавалось тому, чтобы здания органично
вписывались в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и
возвышенности. Главная задача китайского архитектора была в том, чтобы
найти ту точку, откуда открывается самый красивый пейзаж. Главной композиции
подчиняются все остальные.
В Европе, точнее в Англии, первые пейзажные парки появились
в XVIII в., обозначив появление нового отношения европейца
к природе. Для пейзажного стиля характерны извилистые дорожки с низким
плотным травяным покровом, либо покрытые песком, гравийным отсевом, дробленой
щепой или кирпичной крошкой. Цветов в английском саду мало, и они
высаживаются группами, чаще в миксбордерах. Растения используются
с характерной фактурой листьев, естественной формой кроны, учитывается
сочетание их формы и цвета, даже осенняя окраска листвы. Водоем имеет
естественные, близкие к природным, очертания берегов.
Модный нынче японский пейзажный сад невелик по площади, каждая его деталь
– будь то мостик, фонарик или зонтик – несет сложный внутренний
смысл. Для европейца японский сад излишне театрален, но очень привлекателен.
Основной его принцип – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и
миниатюризация. Пейзаж, созданный в японском саду, далек
от естественной природы, но именно ее образцы, видоизмененные автором,
положены в основу картины сада, размещенного на небольшом участке
с применением ограниченных средств.
В литературе мало уделяется внимания такому явлению, как русский пейзажный
стиль. Некоторые исследователи даже утверждают, что такого стиля нет. Хотя
русский сад XIX века имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Это и большие
пространства нетронутой, а лишь слегка прирученной природы, каскады копаных
прудов, плодовые рощи, цветники, в которых сочетаются царственные лилии и
полевые ромашки. Русский сад всегда удачно совмещал два направления –
декоративное и утилитарное. Огороды в этих садах не в пример
французским были красивы не изысканным оформлением, а богатым урожаем самых
разнообразных овощей.
|  |