 |
Особенности развития садово-паркового искусства в России (III)
(См. предыдущую часть)
3. Регулярные сады Российской империи середины XVIII века
В начале восемнадцатого века патриархальную Россию потрясла настоящая революция.
Молодой царь Петр Первый решил превратить царство в империю, а Азию –
в Европу. В 1703 году в устье Невы была заложена новая столица,
Санкт-Петербург, город, построенный в соответствии с последними
европейскими принципами градостроения и фортификации. Так впервые в русской
градостроительной практике появляется понятие регулярности: еще с начала
семнадцатого века определявшее развитие европейского градостроения и
садово-паркового искусства, оно наконец-то добралось и до России.
Сам Петр совершил путешествие почти по всей Европе, был (в 1717 году)
в Версале – чуде из чудес, парке французских королей, слава которого
гремела по всему миру. Петр был поражен величественной красотой этого
парка. Вот он, стиль будущей могучей Российской империи! Вернувшись
в Россию, Петр незамедлительно приступил к воплощению своего дерзкого
замысла: построить новую столицу и окружить ее прекрасными дворцами и парками.
Помимо садов во французском регулярном стиле внимание царя привлекли сады
в стиле голландского барокко. Они также были геометричными, но
не требовали таких огромных пространств. Кроме того, Петр очень любил
цветы, которые во французских классицистических садах не использовались, но
зато в голландских их было более чем достаточно. И, наконец, природа
Голландии, в отличие от южной природы Франции, больше похожа
на русскую, а ее низинная территория, пересеченная многочисленными речками
и ручейками, очень напоминает район Петербурга.
Так и появились русские регулярные сады, с легкой руки их основателя, Петра
Первого, соединившие в себе величие Версаля с такими чертами
голландского барокко, как обилие воды и цветов. Удивительно, как Петр, занятый
созданием армии и флота, укреплением границ, ведением войн и установлением
дипломатических отношений с европейскими государствами, пропагандой новой
культуры и многими другими, не менее важными делами, находил все же
время для того, чтобы интересоваться архитектурой и обустройством садов. Он сам
выбирал и приглашал архитекторов для своих дворцов и парков, рассматривал их
проекты, вносил в них изменения, а иногда даже и делал собственные эскизы.
Вот цитата из собственноручного письма Петра Т. Н. Стрешневу:
"Цветы, шесть кустов пионы, привезли в целости, чему зело удивляемся,
как не разтрясло, а цветы немалые. Зело жалеем, что калуферу, мяты и прочих
душистых не прислано…"
В садах регулярно устраивались ассамблеи, то есть светские приемы,
проходившие по всем нормам европейского этикета. В торжественные дни
гости, встречаемые роговой музыкой, прибывали туда на нарядно украшенных
лодках. Эти ассамблеи, как и сами сады, служили для воспитания (а точнее,
перевоспитания) русского дворянства, которому предстояло научиться выглядеть,
вести себя, разговаривать и даже думать достойно своему новому статусу элиты
молодой, но сильной европейской державы.
Итак, подведем некоторые итоги и выделим особенности русского регулярного
паркостроения.
- Вода – важнейшее средство художественной выразительности. Мало где еще
можно встретить такое изобилие фонтанов, каскадов, бассейнов и каналов, как
в русском регулярном парке петровской поры.
- Отсутствие идеального геометрического плана. Часто парк представлял собой
множество небольших регулярных садиков, соединенных воедино системой просек, и
окруженных лесом или водой. (Эту особенность парки петровского времени, без
сомнения, унаследовали от старинных русских садов).
- Характерная русская флора. Аллеи, шпалеры и живые изгороди создавались из таких
растений, как ель, можжевельник, береза, рябина, черемуха; в партерах
высаживались брусника и зеленый лук.
- Парки служили не только для отдыха и развлечения, но и для обучения людей.
Каждая скульптура в парке "говорила": или рассказывала о той
или иной античной легенде (а в то время, когда Россия только еще
знакомилась с европейской культурой, это было отнюдь не маловажно),
или призывала следовать какой-либо добродетели, или же увековечивала
военные победы русской армии.
Примеры регулярных садов петровского времени известны, пожалуй, всем. Самый
богатый и торжественный парк эпохи, это, конечно, Петергоф, «русский
Версаль», по праву соперничающий с Версалем французским. Парк
был заложен весной 1714 года, а в августе 1723 года состоялось
торжественное открытие этого «приморского парадиза». По замыслу
Петра Первого, он был посвящен военной славе молодого русского флота. Так,
например, знаменитый фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва»,
стоящий в центре Большого каскада, напоминает о победе Петра над
шведским королем Карлом Двенадцатым в Северной войне. Большой каскад
начинается от дворца и переходит в главный канал, который прямой
стрелой пересекает парк и врезается в Финский залив. Это — тоже
своеобразный символ прорыва России в Европу. На берегу моря, восточнее
канала, находятся дворец и сад Монплезир (что в переводе
с французского означает «мое удовольствие»). Дворец
представляет собой «голландский» краснокирпичный, покрытый черепицей
домик. Сад – четыре партера, которые разделены крестообразно
расположенными аллеями – также выполнен в голландском стиле. Главное
его украшение – это фонтаны, самым крупным из которых является
«Сноп». У западной границы парка расположен Марлинский ансамбль.
Небольшой двухэтажный дворец Марли («малые приморские палаты»)
с разных сторон окружают многоступенчатый каскад «Золотая
гора», Большой и Секторальный пруды. Тут же находятся сады Венеры и
Бахуса. В центре первого стоит мраморная статуя Венеры, по границам
– подпорные стенки с нишами и вазами, фигурные лестницы, балюстрада и
беседки.
Фотографии (1) Фотографии (2)
Кроме Петергофа, стоит отметить такие петровские парки, как Летний сад,
Ораниенбаум и Стрельна.
Творческий импульс, заданный неутомимой волей первого Императора Всероссийского,
продолжал оказывать влияние на создание русских парков и спустя годы после
его смерти. В 20–40-е годы восемнадцатого века в России продолжалось регулярное паркостроение.
Если в петровское время строительство и украшение новой столицы почти
полностью приостановило какое бы то ни было строительство
в Москве, то теперь в Москве вновь начали создаваться дворцы и парки.
Но теперь они были совсем иными, чем прежде, до Петра: обновленными,
европейскими. Сады послепетровской эпохи отличались большей, чем при Петре,
дробностью, сложностью плана, большим количеством скульптур и павильонов. Вместе
с тем, заметно снижается роль воды в парковом ансамбле.
Самым известным из дошедших до нас парков этой эпохи является Кусково (фотографии). Ныне расположенное в черте Москвы, в восемнадцатом веке оно было
подмосковным имением, принадлежащим сподвижнику Петра, герою Полтавской битвы,
фельдмаршалу Б. П. Шереметеву. Первоначальный регулярный сад состоит
из партера, протянувшегося от дворца к оранжерее, и двух боковых полос
с боскетами, в которых были устроены павильоны, площадки и поставлена
садовая скульптура. Обилие павильонов (а в Кусково есть Эрмитаж,
Итальянский и Голландский домики, Грот, Менажерея и Зеленый театр) и выдает
в Кусковском парке произведение послепетровского, барочного искусства
садов. Разнообразная и порой необычная для Подмосковья растительность составляет
особую гордость Кусковского парка. До сих пор в нем можно встретить
лиственницы, пихты и кедры, посаженные еще при его разбивке.
В Оранжерее же выращивались лавровые, апельсиновые, лимонные и
кофейные деревья.
(Продолжение – в следующей части)
|  |