|
Ландшафтный дизайн по-русски
| ||||
| |||||
| |||||
| |||||
Здравствуйте, уважаемые подписчики! Поздравляем вас с Днем Конституции, а также с состоявшимися недавно выборами! Сегодня мы обратим наш взгляд на период истории России, когда в жизни страны происходили не менее драматические перемены, чем те, что мы пережили за последние пятнадцать лет...
| |||||
Особенности развития садово-паркового искусства в России (III)(См. предыдущую часть) 3. Регулярные сады Российской империи середины XVIII века
В начале восемнадцатого века патриархальную Россию потрясла настоящая революция.
Молодой царь Петр Первый решил превратить царство в империю, а Азию –
в Европу. В 1703 году в устье Невы была заложена новая столица,
Санкт-Петербург, город, построенный в соответствии с последними
европейскими принципами градостроения и фортификации. Так впервые в русской
градостроительной практике появляется понятие регулярности: еще с начала
семнадцатого века определявшее развитие европейского градостроения и
садово-паркового искусства, оно Сам Петр совершил путешествие почти по всей Европе, был (в 1717 году) в Версале – чуде из чудес, парке французских королей, слава которого гремела по всему миру. Петр был поражен величественной красотой этого парка. Вот он, стиль будущей могучей Российской империи! Вернувшись в Россию, Петр незамедлительно приступил к воплощению своего дерзкого замысла: построить новую столицу и окружить ее прекрасными дворцами и парками. Помимо садов во французском регулярном стиле внимание царя привлекли сады в стиле голландского барокко. Они также были геометричными, но не требовали таких огромных пространств. Кроме того, Петр очень любил цветы, которые во французских классицистических садах не использовались, но зато в голландских их было более чем достаточно. И, наконец, природа Голландии, в отличие от южной природы Франции, больше похожа на русскую, а ее низинная территория, пересеченная многочисленными речками и ручейками, очень напоминает район Петербурга. Так и появились русские регулярные сады, с легкой руки их основателя, Петра Первого, соединившие в себе величие Версаля с такими чертами голландского барокко, как обилие воды и цветов. Удивительно, как Петр, занятый созданием армии и флота, укреплением границ, ведением войн и установлением дипломатических отношений с европейскими государствами, пропагандой новой культуры и многими другими, не менее важными делами, находил все же время для того, чтобы интересоваться архитектурой и обустройством садов. Он сам выбирал и приглашал архитекторов для своих дворцов и парков, рассматривал их проекты, вносил в них изменения, а иногда даже и делал собственные эскизы. Вот цитата из собственноручного письма Петра Т. Н. Стрешневу: "Цветы, шесть кустов пионы, привезли в целости, чему зело удивляемся, как не разтрясло, а цветы немалые. Зело жалеем, что калуферу, мяты и прочих душистых не прислано…" В садах регулярно устраивались ассамблеи, то есть светские приемы, проходившие по всем нормам европейского этикета. В торжественные дни гости, встречаемые роговой музыкой, прибывали туда на нарядно украшенных лодках. Эти ассамблеи, как и сами сады, служили для воспитания (а точнее, перевоспитания) русского дворянства, которому предстояло научиться выглядеть, вести себя, разговаривать и даже думать достойно своему новому статусу элиты молодой, но сильной европейской державы. Итак, подведем некоторые итоги и выделим особенности русского регулярного паркостроения.
Примеры регулярных садов петровского времени известны, пожалуй, всем. Самый богатый и торжественный парк эпохи, это, конечно, Петергоф, «русский Версаль», по праву соперничающий с Версалем французским. Парк был заложен весной 1714 года, а в августе 1723 года состоялось торжественное открытие этого «приморского парадиза». По замыслу Петра Первого, он был посвящен военной славе молодого русского флота. Так, например, знаменитый фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва», стоящий в центре Большого каскада, напоминает о победе Петра над шведским королем Карлом Двенадцатым в Северной войне. Большой каскад начинается от дворца и переходит в главный канал, который прямой стрелой пересекает парк и врезается в Финский залив. Это — тоже своеобразный символ прорыва России в Европу. На берегу моря, восточнее канала, находятся дворец и сад Монплезир (что в переводе с французского означает «мое удовольствие»). Дворец представляет собой «голландский» краснокирпичный, покрытый черепицей домик. Сад – четыре партера, которые разделены крестообразно расположенными аллеями – также выполнен в голландском стиле. Главное его украшение – это фонтаны, самым крупным из которых является «Сноп». У западной границы парка расположен Марлинский ансамбль. Небольшой двухэтажный дворец Марли («малые приморские палаты») с разных сторон окружают многоступенчатый каскад «Золотая гора», Большой и Секторальный пруды. Тут же находятся сады Венеры и Бахуса. В центре первого стоит мраморная статуя Венеры, по границам – подпорные стенки с нишами и вазами, фигурные лестницы, балюстрада и беседки. Кроме Петергофа, стоит отметить такие петровские парки, как Летний сад, Ораниенбаум и Стрельна. Творческий импульс, заданный неутомимой волей первого Императора Всероссийского,
продолжал оказывать влияние на создание русских парков и спустя годы после
его смерти. В Самым известным из дошедших до нас парков этой эпохи является Кусково (фотографии). Ныне расположенное в черте Москвы, в восемнадцатом веке оно было подмосковным имением, принадлежащим сподвижнику Петра, герою Полтавской битвы, фельдмаршалу Б. П. Шереметеву. Первоначальный регулярный сад состоит из партера, протянувшегося от дворца к оранжерее, и двух боковых полос с боскетами, в которых были устроены павильоны, площадки и поставлена садовая скульптура. Обилие павильонов (а в Кусково есть Эрмитаж, Итальянский и Голландский домики, Грот, Менажерея и Зеленый театр) и выдает в Кусковском парке произведение послепетровского, барочного искусства садов. Разнообразная и порой необычная для Подмосковья растительность составляет особую гордость Кусковского парка. До сих пор в нем можно встретить лиственницы, пихты и кедры, посаженные еще при его разбивке. В Оранжерее же выращивались лавровые, апельсиновые, лимонные и кофейные деревья. (Продолжение – в следующей части)
| |||||
© 2003 Ландшафт-Дизайн – несанкционированное использование материалов рассылки запрещено. | ||