Начало: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтное строительство, озеленение и
благоустройство территорий)Наши работы: ландшафтный дизайн и
проектирование, озеленение,
благоустройствоУслуги и цены: ландшафтное
проектирование и дизайн, ландшафтные
работы, озеленение и благоустройствоСтатьи: ландшафтный дизайн и ландшафтная
архитектураКонтакты: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтный дизайн и проектирование,
все виды ландшафтных работ)Ссылки: ландшафтные и строительные
Ландшафт-Дизайн - Ландшафтное строительство, озеленение и благоустройство. Разработка стиля участка, ландшафтный дизайн и проектирование. Все виды ландшафтных работ.
Начало  «Ландшафтный дизайн по-русски»  Выпуск 14 от 31.01.04

Ландшафтный дизайн по-русски

ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКАВыпуск 14 от 31.01.04
В этом выпуске

 Послать этот выпуск другу

От редакции

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

В этом выпуске, первом в 2004 году, мы заканчиваем публикацию статьи «Особенности развития садово-паркового искусства в России». Сегодня речь пойдет о пейзажных парках. Этим материалом завершается рассказ о развитии ландшафтного искусства в России в дореволюционный период. Что интересного было в советский период – тема будущих выпусков рассылки...

 Написать в редакцию К НАЧАЛУ

Особенности развития садово-паркового искусства в России (IV)

(См. предыдущую часть)

4. Пейзажный парк в России

Душой задумчивый, медлительно я шел
С годов младенческих знакомыми тропами;
Художник опытный их некогда провел
Увы, рука его изглажена годами.

Е.А. Баратынский «Запустение»


В России второй половины XVIII в. строительство дворянский усадеб приобретает исключительный размах. Указом Петра III «О вольности дворянства» дворянам предоставлялись особые льготы – они освобождались от обязательной службы и получали в свое полное распоряжение большие поместья вместе с приписанными к ним людьми. Позже Екатерина II, подтвердив эти привилегии дворянства, предоставила им ряд новых льгот. Все это привело к тому, что многие дворяне, оставив государственную службу, разъехались по своим вотчинам и занялись преимущественно сельским хозяйством и строительством усадеб. Усадьбы стали основным местом пребывания помещика-дворянина и быстро приобрели представительское значение. Усадьба и прилегающие к ней сады и парки стали предметом гордости и престижа, такими объектами, которые отражают не только уровень благосостояния владельца, но его культурное развитие, духовные идеалы, представления о прекрасном. Образцом устройства усадеб служили царские дворцово-парковые комплексы Петербурга, например, Царское Село (фотографии:  1   2 ), Павловск (фотографии:  1   2 ), Гатчина (фотографии:  1   2 ) и Москвы, например, Царицыно (фотографии:  1   2   3 ), созданные в 70–80-х годах во время правления Екатерины II.

Следует напомнить, что вторую половину XVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение – это не просто философское или мировоззренческое учение, это – стиль жизни, который определял литературу, искусство, науку, моду и даже образ мысли человека той поры. В Россию Просвещение пришло двумя путями: через Францию, благодаря личной дружбе Екатерины II с Вольтером и другими французскими просветителями, и через Германию, когда после завоевания Кенигсберга (нынешний Калининград) русские дворяне получили возможность познакомиться с европейской жизнью той поры.

Русское Просвещение принесло яркие и на первый взгляд непохожие друг на друга плоды: в литературе – произведения Фонвизина и Карамзина, в публицистике – острую социальную критику Радищева, в архитектуре – классицизм, в садовом искусстве – пейзажный стиль… Все эти произведения объединяло одно: стремление к добродетели, раскрывающейся в «естественном», «природном». А что же могло быть более «природным», чем сама природа?! Итак, парки теперь разбивались по новому, пейзажному, принципу. Ярой сторонницей нового направления была Екатерина II, которая сама переводила книгу англичанина Чемберса о китайских садах для того, чтобы русские дворяне могли руководствоваться ею при обустройстве своих усадеб.

В этот период закладываются общие принципы планировки русских усадеб, сохранившиеся вплоть до начала XX в. Усадьба рассматривается как своего рода «микрокосм», в котором есть свое ядро, место для работы и отдыха, и, наконец, мир природы, стихия. Дворец с примыкающими к нему флигелями является центром, доминантой поместья и располагается обычно на возвышении: у бровки холма, на краю речной террасы или у пруда. Ниже располагаются многочисленные служебные корпуса, которые также украшаются и ставятся в определенном порядке, таким образом, чтобы поддержать центр ансамбля. Центр выделяется и чисто планировочными приемами. Именно к нему подводит прямая подъездная аллея. Главная осевая линия проходит мимо монументальных выездных ворот, через парадный вход, вестибюль, зал и выводит в сад. Этот ближний сад является как бы продолжением дома и поэтому планируется регулярно. Лишь за ним начинается собственно пейзажный парк. Такое устройство парка позднее получило название смешанного стиля.

Возникновение данного стиля в России не случайно. В последние десятилетия XVIII в. особенно активно строятся усадьбы вокруг Москвы. В отличие от петербургских дворцовых комплексов, которые создавались на свободных территориях, усадебные пейзажные парки Москвы и Подмосковья возникают на месте регулярных садов – Царицыно (фотографии:  1   2   3 ), Нескучный сад (фотографии:  1 ), либо являются их продолжением – Архангельское (фотографии:  1   2   3   4 ), Кусково (фотографии:  1 ). По пути создания новых пейзажных парков наряду с поддержанием регулярного сада пошло строительство многих подмосковных усадеб – Абрамцево (фотографии:  1   2 ), Марфино (фотографии:  1   2   3 ) и др. Вслед за столицами начинается процесс создания пейзажных парков в ближних и дальних провинциях России. Лишь немногие примеры: в Пензенской губернии – Тарханы (фотографии:  1 ), в Орловской – Спасское-Лутовиново (фотографии:  1   2 ); на Украине – Софиевка (фотографии:  1   2   3   4 ).

Активное строительство усадеб на всей территории России, высокие требования к качеству работ и престижность профессии архитектора, привели к возникновению целой плеяды выдающихся деятелей искусств и науки, которые и определяли пути развития садового зодчества в этот период. В своих работах А. Т. Болотов, Н. А. Львов, Н. П. Осипов не только пропагандировали преимущества пейзажного стиля, но и утверждали необходимость возникновения самобытных русских садов и парков в противовес «французским» и «английским». Это были высокообразованные люди с энциклопедическими познаниями в мировой и отечественной истории и культуре, патриоты своей страны.

Огромной популярностью пользовались статьи Андрея Тимофеевича Болотова (1738–1833), которые он печатал в журналах «Сельский житель», «Экономический магазин». Болотов считал, что русские не должны слепо копировать европейскую садовую моду. Напротив, ее нужно видоизменить в соответствии с традициями и климатом нашей страны. Так появилась его знаменитая концепция «русского сада»:

  • "…Всего бы благоразумнее было быть нам, колико можно, осторожными и не спешить никак перенимать манеру у других, а паче испытать производить сады собственнаго своего вкуса, и такие, которые бы сообразнее были с главнейшими чертами нашего нравственного характера. Я не сомневаюсь, что таковые сады могли б для нас быть и прочнее и приятнее всех прочих. …Не было б нимало постыдно для нас то, когда бы были у нас сады ни Аглинские, ни Французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда бы мы называть их стали Российскими."
  • Русский сад не является в строгом смысле ни пейзажным, ни регулярным. Он, как то повелось еще с допетровских времен, представляет собой смесь обоих этих стилей.
  • Русский сад всегда носил утилитарный характер. В нем обязательно должны высаживаться плодовые деревья и кустарники, такие как яблони и вишни.
  • Симметрия не соблюдается в русских садах не по «принципиальным», как в пейзажных парках, соображениям, а потому, что они разбиваются наиболее простым и удобным способом. Чаще всего это противоречит требованиям строгой симметрии, однако если, например, прямая дорожка оказывается удобнее извилистой, то предпочитается именно она.
  • Русский сад должен быть дешевым и экономным. В нем не должно быть сложных и дорогих гидротехнических и инженерных сооружений, вычурных парковых построек и так далее.

XVIII век был временем, когда провинциальные дворянские усадьбы превращались в один из центров новой культуры. Постепенно в дворянских кругах возникает мода на образованность и интеллигентность. Образованность требует досуга, которого достаточно в деревенском уединении. Возникает традиция приглашать в усадьбу художников, литераторов, музыкантов. Можно утверждать, что великая русская литература и искусство XIX века зародились и выросли в «стенах» русской усадьбы.

Список литературы:

  1. Т. Б. Дубяго «Русские регулярные сады и парки» – Ленинград, 1963 г.
  2. А. Т. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» – Москва, 1986 г.
  3. Д. С. Лихачев «Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст» – Москва, 1998 г.
  4. А. П. Вергунов, В. А. Горохов «Вертоград: Садово-парковое искусство России (от истоков до начала ХХ века)» – Москва, 1996 г.
  5. М. И. Пыляев «Старая Москва» – Москва, «Московский рабочий», 1990 г.
  6. В. Я. Курбатов «Павловский дворец и парк» – Ленинград, 1925 г.
  7. А. Н. Петров «Пушкин: Дворцы и парки» – Ленинград, 1969 г.
  8. В. Н. Талепоровский «Павловский парк» – Петроград, 1923 г.


Вера Петрова (части I, II, IV),
Алла Вронская (часть III)
2003–2004 год

К НАЧАЛУ

Полезные ресурсы

Памятники архитектуры Подмосковья – Сайт Натальи Бондаревой: "Чего только нет в Подмосковье – это древние неприступные монастыри, величественные храмы, великолепные дворцово-парковые комплексы, скромные и изящные дворянские усадьбы и даже замки...".

Исторические усадьбы России – По каждой усадьбе приводятся ссылки, найденные автором в интернете. Будучи энтузиастом сохранения исторических усадеб автор сайта все же весьма пессимистичен: "Сейчас очень важно фотографировать все сохранившееся – через несколько лет и этого не останется".

Русский проект: Традиции усадебной архитектуры – Так называлась выставка, проходившая в Государственном Музее архитектуры им. А. В. Щусева в 2003 году. На сранице выставки вы найдете, в частности, серию фотографий русских усадеб и сможете совершить «виртуальную прогулку» по усадьбе Архангельское.

Ландшафтный дизайн на «Сообществе экспертов» – Новый портал, посвященный ландшафтному дизайну, недавно открылся на Report.Ru («Сообщество экспертов»).

 Предложить сайт К НАЧАЛУ

Вопросы и ответы

• Денис: Можно ли в России выписать/купить саженцы бамбука для открытого грунта, будет ли он расти в условиях, например, уральского климата, ведь в Китае он растет в достаточно суровых условиях.

Редакция:

Несмотря на то, что некоторые виды бамбука достаточно морозоустройчивы (выдерживают холод до -20–25 градусов), в условиях средней полосы России, а тем более Урала, бамбук не распространен. Связано это с тем, что зимой растения не замерзают, а, главным образом, высыхают из-за недостатка влаги при длительных морозах. В Китае и Японии бамбук тоже растет не везде, а только в прибрежных зонах, где климат мягче, зима короче и больше влажность.

Выращивание бамбука как кадочной культуры в наших условия является наиболее оптимальным вариантом: летом кадки с растениями размещаются на солнечном влажном месте, а зимой переносятся в прохладное светлое помещение.

По вопросам приобретения рекомендуем обратиться в крупные фирмы, торгующие горшечными растениями. Известные нам питомники, поставляющие растения для открытого грунта, российские и западные (Бельгия, Польша, Германия и др.), бамбук не предлагают.

 Задать вопрос К НАЧАЛУ

Предыдущие выпуски

 Выпуск 13 от 31.12.03      Содержание:   
  • От редакции
  • Победители первого Московского Городского фестиваля цветников
  • Содержание рассылки за 2003 год
  •  
     Выпуск 12 от 12.12.03      Содержание:   
  • От редакции
  • Особенности развития садово-паркового искусства в России (III)
  •  
     Выпуск 11 от 29.10.03      Содержание:   
  • От редакции
  • Новости: О Московском фестивале цветников
  • Особенности развития садово-паркового искусства в России (II)


  •  Полный архив рассылки «Ландшафтный дизайн по-русски»

    К НАЧАЛУ

     Страница рассылки    Архив рассылки

     Написать в редакцию   Сайт рассылки: www.landscape-design.ru

    © 2004 Ландшафт-Дизайн – несанкционированное использование материалов рассылки запрещено.
    Начало: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтное строительство, озеленение и
благоустройство территорий)Наши работы: ландшафтный дизайн и
проектирование, озеленение,
благоустройствоУслуги и цены: ландшафтное
проектирование и дизайн, ландшафтные
работы, озеленение и благоустройствоСтатьи: ландшафтный дизайн и ландшафтная
архитектураКонтакты: компания «Ландшафт-Дизайн»
(ландшафтный дизайн и проектирование,
все виды ландшафтных работ)Ссылки: ландшафтные и строительные
    Rambler's Top100
    Rambler's Top100