 |
Основные стили садово-паркового искусства (IV)
(См. предыдущую часть)
4. Пейзажные сады Китая
Китайские исследователи считают, что история садов Китая насчитывает более трех
тысячелетий. Это вполне вероятно, ведь начиная с середины II тысячелетия до
н. э. в Китае было развито строительство пышных дворцов, храмов и гробниц,
вокруг которых могли устраиваться первые сады. У древних китайцев был
распространен культ Неба, умерших предков и духов природы. Считалось, что
стихийные бедствия (засуха, наводнение, голод, болезни) являлись отражением
безнравственных поступков человека и плохого устройства государства.
Поклонение силам природы было свойственно большинству древних религий. Однако
лишь в Китае основой гармоничного общества являлось подчинение законам
вселенной. Изучение этих законов, их систематизация позднее были сформулированы
как законы Фэн-шуй, популярность которых в современном мире очень высока.
Начиная с V века до н.э. ведущей религией Китая становится конфуцианство,
задачей которого является построение гармоничного общества с помощью
добродетельного человека. Добродетельный человек, по Конфуцию, это
благородный рыцарь, обладающий высокими моральными качествами и чувством долга,
готовый на все во имя истины, почитающий мудрость старших, в основе
любого поступка которого лежит гуманность. Добродетельный человек должен жить
в гармонии с законами вселенной, которые и определяют нормы
нравственности.
Параллельно с конфуцианством в Китае возникает даосизм, в основе
которого лежит интуитивное познание бытия. Учение даосов призывало слиться
с природой, избегать всего искусственного. Уход от мира к природе
связывался у даосов с возможностью обретения долгих лет жизни и даже
бессмертия.
Именно даосы выделили и обоготворили пять основных природных элементов: металл,
дерево, воду, огонь и землю; под влиянием буддийской философии, пришедшей из
Индии, разработали идею инь-ян, сводившуюся к противопоставлению и
постоянному благотворному взаимодействию мужского (ян) и женского (инь) начал,
создали систему предсказаний.
Независимо от того, какое учение преобладало в тот или иной
исторический период в Китае, единым для них являлось осознание человека как
части вселенной. Абсолютизация красоты природы, подчинение ее законам, легли
в основу пейзажного стиля садоводства, развившегося в Китае.
Сады в Древнем Китае традиционно устраивались при императорских дворцах, гробницах и храмах. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными
композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный
ландшафт, включающий озера и возвышенности. Главная задача создателя парка
заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше
всего открывался бы самый красивый пейзаж. Менее значительные композиции
группировались вокруг главной и были ей подчинены. Наиболее выразительные
элементы ландшафта отмечались характерными изогнутыми мостиками, беседками,
пагодами, зигзагообразными лестницами, выкрашенными в яркие цвета (красный,
изумрудно-зеленый, желтый).
Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей (здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой), сады ученых (сады, созданные для прогулок ученых и философов и призванные настраивать их
мысли на спокойный и возвышенный лад) и домашние сады (небольшие садики около частных домов, окруженные сплошной стеной из камня или
бамбука).
По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы
садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад должен быть
в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли
нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей.
Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом
с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.
Фотографии: сады Сучжоу – (1) (2) (3) (4) (5), парк Бейхай в Пекине.
Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного
стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания
японских садов.
(Продолжение – в следующей части)
|  |